Мемуары

Максимилиан Волошин

Автобиография «по семилетьям»

Сейчас (1925 год) мне идет 49-й год. Я доживаю седьмое семилетье жизни, которая правильно располагается по этим циклам:

1-ое семилетье: ДЕТСТВО (1877 – 1884)

Кириенко – Волошины – казаки из Запорожья. По материнской линии – немцы, обрусевшие с XVIII века.1
Родился в Киеве 16 мая 1877 года, в Духов день.
Ранние впечатления: Таганрог, Севастополь. Последний - в развалинах после осады 2, с Пиранезиевыми деревьями из разбитых домов, с опрокинутыми тамбурами дорических колонн Петропавловского собора.
С 4-х лет – Москва из фона «Боярыни Морозовой». Жили на Новой Слободе у Подвисков, там, где она в те годы как раз и писалась Суриковым в соседнем доме 3.
Первое впечатление русской истории, подслушанное из разговоров старших – «1-ое марта»4.
Любил декламировать, еще не умея читать. Для этого всегда становился на стул: чувство эстрады.
С 5 лет – самостоятельное чтение книг в пределах материнской библиотеки. Уже с этой поры постоянными спутниками становятся; Пушкин, Лермонтов и Некрасов, Гоголь и Достоевский, и немногим позже – Байрон и Эдгар По.

Подробнее...
 
Мемуарная проза Максимилиана Волошина

Автор: Л.А.Благовещенская

Оглядываясь в настоящее время на творческое наследие М.А.Волошина, включающее мемориальную прозу, мы понимаем, что многое из написанного им, к сожалению, было сокрыто от читательских глаз долгие годы. Только в 1970-х годах — и сначала за границей — началась публикация переписки Волошина, а этому виду творчества он отдавал много времени и вдохновения. В 1980-х годах в журнале «Искусство Ленинграда» были напечатаны дневники Волошина, затем вышли в свет сборник «Автобиографическая проза» и книга под названием «История моей души». Ситуация изменилась лишь в конце 1980-х годов — после снятия цензурных ограничений стали издаваться сборники сочинений М.А. Волошина. В настоящее время вышло в свет Собрание сочинений Максимилиана Александровича в 8 томах (10 книгах), обобщающее опыт предыдущих выпусков, которое включает мемориальную прозу Волошина и является наиболее полным из всех ранее существующих изданий.

            Автобиографическая проза М.А.Волошина включает в себя очерки и статьи, в которых зафиксированы события, непосредственно происходившие с автором, свидетелем которых он был. В их числе: «Андорра», «Бой быков», «Кровавая неделя в Санкт-Петербурге», «Национальный праздник 14 июля в Париже», «Первое впечатление Одессы», «Искусство в Феодосии», другие очерки. Большая часть статей Волошина была опубликована в различных периодических изданиях дореволюционной России — в газетах «Русский Туркестан», «Русь», «Московская весть», «Биржевые ведомости», «Речь», «Дело», «Одесский листок», в журнале «Аполлон».

            Большой интерес для людей, изучающих литературное наследие Волошина, представляют дневники и записные книжки поэта, которые он вел на протяжении всей жизни. Блокноты и книжки для записей, вобравшие в себя множество замыслов, творческих черновиков, фактов биографии и сведений о человеческом окружении, Максимилиан Волошин завел еще в отрочестве, когда ему было двенадцать лет. В самую первую он вписывал полюбившиеся стихи русских поэтов, а затем и свои собственные. С того времени записная книжка сопровождала поэта всю жизнь. Всего в архиве Волошина сохранилось 55 «литературных» записных книжек и 63 книжки-альбомчика. В альбомах, помимо «молниеносных набросков» лиц, фигур и пейзажей, можно также встретить стихотворную строку, цитату из любимого писателя или собственный афоризм, который пришел в голову во время рисования.

«Литературные» записные книжки — интереснейший материал для изучения жизни и творчества Волошина-поэта и литературного критика. В них содержатся дневниковые записи (дополняющие основные, в больших тетрадях, его дневники), первоначальные наброски стихов и переводов, затем подвергшиеся отделке и шлифовке в специальных «творческих» тетрадях. В записные книжки включены также конспекты университетских занятий и лекции по теософии, выписки из русских и иностранных авторов, библиографические списки книг и статей на русском и французском языках, записи бесед с современниками (некоторые из них легли в основу цикла статей «Лики творчества»). Заметное место в книжках занимают путевые заметки, сделанные во время многочисленных странствий Волошина по Европе, первые из которых стали источником цикла очерков, так и озаглавленных — «Листки из записной книжки». Впечатления от картинных галерей, музеев и выставок, «ежедневники» встреч с деятелями культуры, адреса знакомых, деловые заметки, черновики писем — всё это представляет богатейший материал для более глубокого понимания творческого наследия Максимилиана Александровича Волошина.

Одной из форм мемуарной прозы М.А.Волошина являются написанные им автобиографии. Самая первая была составлена по просьбе М.Л.Гофмана, составителя «Книги о русских поэтах последнего десятилетия» (СПб., М., 1909). Она весьма краткая, что и понятно: поэт был в начале творческого пути и еще не выпустил ни одной книжки. М.А.Волошин написал также  автобиографию в форме ответов на вопросы, которая была опубликована в сборнике Ф.Ф.Фидлера «Первые литературные шаги» (М., 1911).

Внутренняя необходимость подвести некоторые итоги возникла у Волошина в конце 1924 года, в связи с его предстоящим литературным юбилеем (30-летием творческой деятельности — от времени первой публикации в печати в 1895 году). Автобиография, датированная 1925 годом, разбита на семь семилетий, которые «правильно располагаются по циклам»: «Детство», «Отрочество», «Юность», «Годы странствий», «Блуждания», «Война», «Революция». Представляют интерес также воспоминания М.А.Волошина «О самом себе», написанные в 1930 году для каталога выставки акварелей (не осуществленной).

Максимилиан Александрович Волошин написал множество статей и заметок о литературе, поэзии, изобразительном искусстве, театре начала ХХ столетия, а также оставил нам свои воспоминания о людях, с которыми был знаком. О поэтах Серебряного века русской культуры — Александре Блоке, Константине Бальмонте, Вячеславе Иванове, Валерии Брюсове, Андрее Белом — Волошин написал в статье «Лики творчества. Александр Блок. «Нечаянная радость» (1907 год). Максимилиан Александрович представляет поэтов весьма нетрадиционно — как «длинное ожерелье японских масок». Среди других «ликов» М.Волошин особенно выделял выдающегося поэта Александра Блока: «Мысленно пропускаю я перед собой ряд образов: лики современных поэтов… Среди этих лиц, сосредоточенных в одной черте устремленности и страстного порыва, лицо Александра Блока выделяется своим ясным и холодным спокойствием, как мраморная греческая маска… Стих Блока гибок и задумчив. У него есть свое лицо. В нем слышен голос поэта. Это достоинство редко и драгоценно».

В статье Волошина «Лики творчества. И.Ф.Анненский — лирик» (1910 год) читаем: «Иннокентий Федорович был звездой с переменным светом. Ее лучи достигали неожиданно, снопами разных цветов, то разгораясь, то совсем погасая, путая наблюдателя, который не отдавал себе отчета в том, что они идут от одного и того же источника».

В январе 1913 года М.А.Волошин начал работу над книгой-монографией о Василии Ивановиче Сурикове, заказанной ему художником и искусствоведом И.Э.Грабарем для серии «Русские художники. Собрание иллюстрированных монографий». В основу монографии легли впечатления Волошина от встреч и бесед с Суриковым, продолжавшихся в течение января 1913 года. Летом 1914 года работа над рукописью, в связи с отъездом Волошина за границу, была прервана и закончена лишь в сентябре 1916 года. Опубликованные в журнале «Аполлон» записи бесед с Суриковым получили высокую оценку специалистов. Сам Волошин говорил о своей работе как «одной из лучших и неожиданных…».

Воспоминания М.А.Волошина, записанные в 1932 году, содержат рассказы о Коктебеле, о гимназических годах поэта, о последней встрече поэта с Н.С.Гумилевым, о судьбе генерал-лейтенанта, профессора археологии Н.А.Маркса, о последнем пребывании в Париже. В этих записях мы находим уникальные свидетельства о людях, яркие образы, неизвестные широкому читателю сведения. Они заканчиваются датой — 5 мая, а 11 августа 1932 года выдающийся поэт ушел от нас в Вечность.

Погружение в мемуарную прозу Максимилиана Волошина дает нам возможность приблизиться к пониманию этой выдающейся, многогранной личности. Однако для полного ее осмысления следует привлечь и воспоминания о нем современников, и эпистолярное наследие поэта, и, главное, собственное поэтическое творчество философа и мыслителя Максимилиана Александровича Волошина.

 

 


Что нового на сайте...

М.А. Волошин

Автобиография

["по семилетьям"]

побробнее...

ComExpoNet - интернет-студия