Поэт Серебряного века русской культуры

Автор: Л.А. Благовещенская

Максимилиан Александрович Волошин – один из самых выдающихся поэтов Серебряного века русской культуры. Он стоял у истоков нового литературно-художественного движения, охватившего Европу в конце XIX столетия. Российский поэтический Серебряный век, время яркого расцвета литературы и искусства, традиционно относят к рубежу XIX и XX столетий.

С детства Максимилиан Волошин бредил стихами и даже молился о том, чтобы стать поэтом. В ранних поэтических опытах заметно подражание В.Брюсову.

Первый поэтический сборник М.А.Волошина «Стихотворения 1900 – 1910» вышел в свет в 1910 году, после долгих лет творческой работы автора, когда произведения Волошина уже печатались в антологиях и читались на литературных вечерах. Книга была воспринята в литературных кругах России как сборник тщательно отшлифованных и избранных произведений. Между тем она не являла собой свода избранного, в издание поэта вошло большинство завершенных стихотворений десятилетия.

Характерные мотивы поэзии Максимилиана Волошина – раздумья над ходом истории, судьбами древних культур, а также размышления о сущности человека и окружающего нас мира. Эстетика Волошина, определившаяся уже в первом сборнике, несет в себе черты символизма, которые встречаются и в более позднем творчестве поэта. Ибо, по его словам: «Символизм неизбежно зиждется на реализме», а «быть символистом… значит в обыденном явлении жизни провидеть вечное, провидеть одно из проявлений музыкальной гармонии мира». Свой стиль в дальнейшем Максимилиан Александрович определял как «неореализм», объединивший достижения символизма и импрессионизма.

В письме к матери М.А.Волошин так сформулировал свое поэтическое кредо: «…я делаю в искусстве только то, что трудно. Мне легко дается стих. Я довел требования к нему до такой степени, что мне очень трудно писать стихи и я пишу их очень мало». И далее поэт определил еще один исходный принцип: «Страстность – в холодности и законченности формы».

Стремление к «законченности формы» является определяющей чертой поэтической индивидуальности Волошина. Едва ли не все, обращавшиеся к творчеству поэта, говорили о его утонченном мастерстве, безукоризненном вкусе, «культурной» оснащенности и поэтической выразительности.

Поэтам-символистам свойственен глубокий историзм, с позиций которого им видятся события современности – в стихотворении М.Волошина «Предвестия», написанном в 1905 году, читаем следующие строки:

Священный занавес был в скинии распорот:

В часы Голгоф трепещет смутный мир…

О, бронзовый Гигант! ты создал призрак-город,

Как призрак-дерево из семени – факир.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Уж занавес дрожит перед началом драмы,

Уж кто-то в темноте – всезрящий, как сова,

Чертит круги и строит пентаграммы,

И шепчет вещие заклятья и слова.

Многие лирические стихотворения Волошина, как и других поэтов Серебряного века, проникнуты особенной музыкальностью и красочностью поэтической строки:

Я вся – тона жемчужной акварели,

Я бледный стебель ландыша лесного,

Я легкость стройная обвисшей мягкой ели,

Я изморозь зари, мерцанье дна морского.

«Портрет». 1903

Валерий Брюсов, один из корифеев символического стиха, признавал значительные достижения Волошина в этой области, говоря, что, кроме него и Волошина, никто в России не может написать правильного сонета.

Жемчужина небесной тишины,

Лампада снов, владычица зачатий,

Кристалл любви, алтарь ночных заклятий,

Царица вод, любовница волны…

М.Волошин. «Венок сонетов». 1913

Максимилиан Александрович Волошин, во многом разделяя эстетику символистов, в то же время глубоко осознавал свою «оторванность» от их среды в годы расцвета этой поэтической школы, чувствовал себя «чужим»:

В вашем мире я – прохожий,

Близкий всем, всему чужой…

- написал поэт в стихотворении «По ночам, когда в тумане…» (1903), посвященном В.Брюсову.

Сформировавшееся в своих основных чертах в первые годы ХХ столетия, мироощущение Волошина в дальнейшем принципиально не изменилось, оно только выкристаллизовалось, отшлифовалось, наполнилось жизненным содержанием.

Революционные события, происходящие в России, в корне изменили тематику поэзии Максимилиана Волошина. В 1918 году поэт пишет книгу стихотворений о революции «Демоны глухонемые», которая вскоре была издана в Харькове, и поэму «Протопоп Аввакум».
Волошин оставил нам монументальные фрески, собрание ликов (один цикл так и называется «Личины»), дал целую галерею поэтических портретов: «Красногвардеец», «Матрос», «Большевик», «Буржуй», другие. Циклы стихотворений Волошина «Пути России», «Усобица», «Возношение молитвы», поэма «Россия» раскрывают читателю своеобразие восприятия Волошиным «русской усобицы» под историческим углом зрения:

Есть дух Истории – безликий и глухой,

Что действует помимо нашей воли,

Что направлял топор и мысль Петра,

Что вынудил мужицкую Россию

За три столетья сделать перегон

От берегов Ливонских до Аляски.

И тот же дух ведет большевиков

Исконными российскими путями.

«Россия». 1924

Быть Царёвой ты не захотела –

Уж такое подвернулось дело:

Враг шептал: развей да расточи,

Ты отдай казну свою богатым,

Власть – холопам, силу – супостатам,

Смердам – честь, изменникам – ключи.

 

Поддалась лихому подговору,

Отдалась разбойнику и вору,

Подожгла посады и хлеба,

Разорила древнее жилище,

И пошла поруганной и нищей

И рабой последнего раба.

«Святая Русь». 1917

Чтобы мы его – Царство Русское,

В гульбе не разгуляли,

В пляске не расплясали,

В торгах не расторговали,

В словах не разговорили,

В хвастне не расхваcтали!

 

Чтоб оно – Царство Русское,

Рдело - зорилось

Жизнью живых,

Смертью святых,

Муками мученных.

«Заклятье о русской земле». 1919

Необычайно сильное впечатление остается от прочтения свода философских поэм М.Волошина, написанных белым стихом, — «Путями Каина. Трагедия материальной культуры» (поэмы «Мятеж», «Огонь», «Порох», «Машина», «Война», «Космос», «Государство», другие). Это произведение является глубинным анализом истории человечества, пророчеством и предостережением в связи с катастрофическими перспективами и тупиками, к которым влечет Землю и человечество путь «мятежей…, падений и безумий»:

Когда из пламени народных мятежей

Взвивается кровавый стяг с девизом:

- «Свобода, братство, равенство иль смерть!» -

Его древко зажато в кулаке

Твоем, первоубийца Каин!

Известно, что в ходе работы над циклом М.Волошин не только опирался на прежние свои познания в области античной и средневековой философии, но и изучал новейшие труды по физике и небесной механике, сочинения экономистов и публицистов. Многие мысли, идеи и концепции, выраженные в своде «Путями Каина», были сформулированы Волошиным еще в статьях 1900-х годов, таким образом, поэт предопределил последующие исторические события:

Клокочут площади,

Ораторы в толпу

Кидают лозунги

О ненависти классов,

О социальном рае, о свободе,

О радостном содружестве племен…

Максимилиан Александрович не делил свое творчество на до- и послереволюционное: «Мои стихи о России, написанные за время революции, вероятно, будут восприняты как мое перерождение… Но это внешняя разница. Я подошел к русским современным историческим темам с тем же самым методом творчества, что и темам лирическим первого периода моего творчества. Идеи мои остались те же. Разница только в палитре, которая изменилась соответственно темам, а, может быть, большей сознательности формы».

М.А.Волошин предстает для нас не только яркой и самобытной фигурой в истории Серебряного века русской культуры, его поэтическое творчество по-прежнему и с не меньшей остротой воспринимается сегодня как живой образ, как действенная мысль, как подлинное чувство.

 

Что нового на сайте...

М.А. Волошин

Автобиография

["по семилетьям"]

побробнее...

ComExpoNet - интернет-студия