Мыслитель

Блуждания духа

Автор: Л.А. Благовещенская

Семилетие, с 1905 по 1912 год, М.А.Волошин определил в дальнейшем как время «блуждания духа». «Этапы блуждания духа: буддизм, католичество, магия, масонство, оккультизм, теософия, Р.Штейнер. Период больших личных переживаний романтического и мистического характера», - написал поэт в «Автобиографии (1925 год). Он ищет философские и религиозные основы жизни, без которых, по мнению поэта, немыслимо творчество.

Я – глаз, лишенный век. Я брошено на землю,

Чтоб этот мир дробить и отражать…

И образы скользят. Я чувствую, я внемлю,

Но не могу в себе их задержать.

«Зеркало». 1905

В эти годы Максимилиан Александрович погружается в глубины философской мысли, его интересуют эзотерические и оккультные учения. Поэт вступает в антропософское общество, основанное немецким философом Рудольфом Штейнером, которое предлагало объединить все нации и религии. В это общество входили также другие российские писатели и художники. Волошин участвовал в строительстве общего храма, заложенного в живописном местечке Швейцарии. Построенный храм в первую же ночь сгорел от поджога.

Антропософия повлияла как на российскую, так и на мировую культуру XIX – начала XX столетия – в одну из кризисных эпох, которые когда-либо испытывало христианство. Штейнер, в частности, утверждал, что духовность романо-германской культуры изжита. На смену ей грядет еще не полностью раскрывшая себя славянская культура, призванная сыграть решающую роль в истории человечества. Эта мысль не могла не волновать российскую творческую интеллигенцию.

Вера в «чудесное» и постоянный труд души позволили М.А.Волошину глубоко проникнуть  в сферу эзотерического познания и жить на редкость интенсивной духовной жизнью. «Его стихи глубоко провеяны тысячелетиями средиземноморской культуры с её эзотерической углубленностью в загадки духа и плоти», - писал о творчестве Максимилиана Волошина Сергей Маковский.

Современники Волошина говорили, что «штейнерианство» было настоящим откровением для поэта, «самой тайной его страстью». Оно питало романтическую природу Волошина, затрагивало привлекавшую его область мистики. «Скрытый мистик…, тайный ученик тайного учения о тайном… Макс сам был тайна…» - слова о М.Волошине Марины Цветаевой.

Иван Алексеевич Бунин в своих воспоминаниях о Волошине отметил: «Он антропософ, уверяет, будто люди суть ангелы десятого круга, которые приняли на себя облик людей вместе со всеми их грехами, так что всегда надо помнить, что в каждом, самом худшем человеке, сокрыт ангел…».

«Я язычник во плоти и верую в реальное существование всех языческих богов и демонов – и, в то же время, не могу мыслить вне Христа. Но нет ничего более чуждого моему познанию, чем догматика», - писал М.А.Волошин.

Поэт верил в бессмертие духовного начала – как во всей вселенной, так и в себе самом:

И не иссякнет бытие

Ни для меня, ни для другого.

Я был, я есмь, я буду снова!

Предвечно странствие мое!

«Я верен темному завету…». 1910

«Мудр всей земной мудростью только тот, кто от духа приходит к лику, кто, познав в себе свою бессмертную душу, поймет, что только в преходящем лике жива она и что только ликом утверждается дух в мироздании», - написал Максимилиан Волошин в статье «Демоны разрушения и закона» в 1908 году.

Так будь же сам вселенной и творцом!

Сознай себя божественным и вечным

И плавь миры по льялам душ и вер.

«Космос». 1923

А в своде поэм «Путями Каина» читаем:

Наш дух – междупланетная ракета,

Которая, взрываясь из себя,

Взвивается со дна времен, как пламя.

«Тот, кто не существует, не сможет начать быть, сущий же не может перестать быть. Тленное тело рождается от Вечной Души, неуничтожаемой, бессмертной» - слова Волошина из статьи «О теософии», 1907 год.

В годы «блуждания духа» Максимилиан Александрович увлеченно погружался в изучение мировой литературы различных времен и народов. Из самых разных, порой противоречивых влияний и учений складывалась своеобразная, неповторимая теософия Волошина – предельно адогматичная, открытая новым веяниям, основанная на единстве мировой культуры и исторической преемственности.

Ощущение тайны бытия, стремление понять связь всего в мире, угадать высший смысл каждого явления – постепенно стали органическим свойством поэта. Он верил в высшее предназначение всего существующего («Всюду – и в тварях, и в вещах томится Божественное Слово») – и эта вера давала ему в дальнейшем как прозорливость к людям и событиям, так и силу противостоять всем невзгодам и испытаниям. В стихотворении «Из бездны», написанном Волошиным в 1918 году, читаем:

Для разума нет исхода,

Но дух ему вопреки

И в бездне чует ростки

Неведомого всхода.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Я вижу в большом и малом

Водовороты комет…

Из бездны – со дна паденья

Благословляю цветенье

Твое – всестрастной свет!

Волошин считал целью человеческого бытия  достижение всеми людьми любви друг к другу и ко всему сущему:

Когда поймешь, что человек рожден,

Чтоб выплавить из мира

Необходимости и Разума –

Вселенную Свободы и Любви, -

Тогда лишь

Ты станешь Мастером.

«Подмастерье». 1917

В стихотворении «Потомкам», написанном Волошиным в 1921 году, читаем следующие строки:

Далекие потомки наши, знайте,

Что если вы живете во вселенной,

Где каждая частица вещества

С другою слита жертвенной любовью

И человечеством преодолен

Закон необходимости и смерти,

То в этом мире есть и наша доля!

По мнению Максимилиана Александровича – для достижения такого мира каждый человек должен понимать свое предназначение:

Твой Бог в тебе,

И не ищи другого

Ни в небесах, ни на земле:

Проверь

Весь внешний мир:

Везде закон, причинность,

Но нет любви:

Ее источник – Ты!

«Бунтовщик». 1923

М.А.Волошин считал, что греховным людям нужно преобразовывать себя, отказавшись от эгоистических устремлений и от осуждения чужого несовершенства. Сознавая себя звеном «в мировой цепи», человек, «встречаясь со злом», должен «не осуждать его, а постараться, по мере сил своих, превратить его в добро».

«Не противясь злому, я как бы хирургически отделяю зло от себя... А спасти и освятить зло мы можем, только принявши его в себя и внутри себя собою его освятив» (статья «Судьба Льва Толстого». 1910 год).

Не противьтесь злому

Проникнуть в вас:

Все зло вселенной должно,

Приняв в себя,

Собою преобразить.

«Путями Каина» («Бунтовщик»). 1923

Погружаясь в творчество мыслителя Максимилиана Волошина, мы приближаемся к пониманию этой выдающейся многогранной личности, оставившей нам богатейшее философское наследие.

 

Что нового на сайте...

М.А. Волошин

Автобиография

["по семилетьям"]

побробнее...

ComExpoNet - интернет-студия