Художественное наследие

 

Художественное наследие Максимилиана Волошина насчитывает примерно 6000 акварельных работ. По свидетельству современников, Волошин рисовал их «пачками» и охотно раздаривал своим друзьям. Большая часть графических листов Волошина относится к огромной серии коктебельских акварелей, начатой художником в середине 1910–х годов.
Первое знакомство Волошина с ремеслом художника состоялось еще в 1901 году, в возрасте 24 лет, в парижском ателье русских художников Давиденко и Кругликовой, где Волошин впервые начал рисовать, работая преимущественно темперой и карандашом. На акварель Максимилиан Волошин переходит лишь с 1914 года.
Волошин–акварелист был признан еще при жизни. Его работами восхищались друзья, художники, поэты и многочисленные гости его дома. Сам Волошин особенно гордился тем, что одними из первых ценителей его акварелей были геологи и планеристы, так как он стремился писать «землю, по которой можно ходить, и небо, по которому можно летать» (Волошин М.А. О самом себе.) В числе почитателей таланта Волошина, поэта и художника, были Марина Цветаева, А.Н. Бенуа, А.Я. Головин,И. Эренбург и многие другие знаменитые современники.
Уже в 1920–е годы Волошин начал активно выставляться. Сначала —в рамках выставок различных творческих объединений («Треугольник», «Мир искусства», «Жар–цвет» и др.). А в 1927 году была организована его персональная выставка, показанная в Москве и Ленинграде. Волошин был одним из участников Первой государственной передвижной выставки картин, открывшейся в Москве в апреле 1925 года. Ее маршрут включал Саратов, Волгоград, Казань и Нижний Новгород. С этого же времени Волошин становится постоянным участником выставок художественного общества имени К.К. Костанди, принимает участие в ряде крупных крымских выставок.
Изобразительное наследие признанного поэта представляет интерес, прежде всего, для поклонников поэтического творчества Волошина. Впрочем, поэт и художник удивительным образом соседствовали в его личности и влияли друг на друга. Современник поэта, искусствовед Эрих Голлербах считал эти две стороны личности Волошина неразделимыми: «Редчайшее соединение художника и поэта образует в творчестве Волошина небывалую монолитность двуединой устремленности. Любой поэт, не владеющий кистью, рискует стать жертвою иллюстрационных упражнений чуждого ему по духу мастера. Волошин же сам сделался "иллюстратором" своих стихов, причем художник и поэт в нем почти равносильны и, во всяком случае, конгениальны» (Голлербах Э. Миражи Киммерии.)
Необычный творческий метод Волошина позволяет говорить о несомненной самостоятельности и самобытности его работ. Он не пишет акварели с натуры, — все коктебельские пейзажи созданы по памяти, что делает их не буквальным отображением существующего пейзажа, а скорее фантазиями на его тему. К такому методу работы художник перешел в 1914 году, так как в это время в Коктебеле, в прибрежной пограничной полосе, было практически невозможно работать с натуры. К тому же Волошин изображал не современный Коктебель, а историческую землю, которую древние греки называли Киммерией.
Акварели Волошина примечательны и с точки зрения виртуозного использования акварельной техники. «Разливая акварель прозрачным, легким налетом, художник старается как можно больше “дать говорить бумаге” и достигает тем самым необычайной воздушности тона… Перед нами не явление натурализма, но и не абстракция, а пейзаж реалистический в лучшем смысле слова, отражающий облик природы, прошедший сквозь призму творческого воображения и в нем обретший последнюю глубину реальности», — писал Голлербах.
 

Что нового на сайте...

М.А. Волошин

Автобиография

["по семилетьям"]

побробнее...

ComExpoNet - интернет-студия